Застройщики меняют профиль

Происходят сбои у

Застройщики меняют профиль

4281830 На строительном рынке Петербурга происходит своего рода отраслевая глобализация – проекты становятся более масштабными, на базар выходят крупные столичные игроки. В результате небольшие компании вынуждены уходить из сегмента девелопмента. Многие не ищут счастья на стороне, но переориентируются на подрядные услуги и поставки. нынче в этом сегменте спрос превышает предложение и продолжает нарастать.

Глобальные проекты – любимая фишка городской администрации. При губернаторе Владимире Яковлеве многие мелкие подрядные и даже ремонтные фирмы успели перейти в новое качество – стали застройщиками. Однако распространение практики продажи прав на застройку огромных земельных участков вкупе с их дороговизной и полной необеспеченностью инженерией не позволяет мелким компаниям и даже значительному числу средних удерживаться в роли застройщиков. трудиться над глобальными проектами могут только крупные предприятия. «Теперь в работе большие земельные участки, которые не потянуть мелким фирмам. Они помаленьку „вымываются“ с рынка», – говорит Борис Пугачев, исправный начальник Союза строительных компаний «Союзпетрострой».

Земельные участки под будущее строительство ныне активно скупают крупные компании главным образом из других регионов, в основном – столичные. Петербургских компаний среди них немножко. По мнению Дмитрия Николаева, исполнительного директора СК «Падамс», ныне девелопментом могут заниматься лишь те, кто давно приобрел земельные участки. Впрочем, как утверждает Сергей Смирнов, руководитель отдела маркетинга и рекламы Группы компаний «Прок», в Петербурге еще остается достаточный запас – небольшие пятна, пригодные для средних компаний. Он полагает, что в ближайшие три-пять лет крупные игроки не смогут полностью выдавить с рынка средние фирмы: «Уходят те, кто был ненадежен. Причины ухода из девелопмента – неимение грамотного управления, планирования, материальной базы строительства, которая позволяет хотя бы доля работ выполнить самостоятельно».

«Средние и мелкие компании полный цикл работ пытались делать сами – и строить, и продавать. нынче надобно уходить в подряд. Рынку ныне нужны компании, специализирующиеся на подрядных работах», – говорит Борис Пугачев. Наиболее востребованные виды подряда – возведение монолитно-кирпичных стен, а также поставки. Однако перешедшие на подряд девелоперы теряют прибыль.

По словам Сергея Смирнова, рентабельность строительного бизнеса в целом по рынку оценивается в 5-15%. По данным «Союзпетростроя», обычная рентабельность компании-застройщика составляет 25-30%. Дмитрий Николаев считает, что прибыльность подрядных работ в разы меньше, чем девелоперских. На подряде можно максимально заработать 10-12%.

В то же время девелоперы и рискуют больше подрядчиков. главный риск – остановка работ на объекте. Причин множество: требования контролирующих органов, несвоевременное финансирование участниками строительства, задержка поставок, нарушение сроков выполнения работ со стороны подрядчиков и субподрядчиков. Но по крайней мере доля своих рисков девелопер может нивелировать. положим, штрафовать партнеров или компенсировать неритмичное финансирование с помощью кредитных средств. Подрядным компаниям тоже никто не запрещает брать кредиты. Однако, прибегнув к заемным средствам, поставщик может проиграть тендер, поскольку кредит увеличивает цена работ. Подрядчики ныне, тем не менее, вынуждены брать короткие кредиты. Но все чаще приходится вкладывать собственные средства, говорит Дмитрий Николаев.

В соответствии с принятой на строительном рынке схемой расчетов оплата происходит поэтапно. положим, заказчик авансирует 50% будущего объема работы, остальные 50% – потом завершения объекта. То есть поставщик обязан исполнять примерно половину работ за свой счет. Если полный объем разбит на несколько частей, заказчик рассчитывается с подрядчиком потом выполнения каждого этапа. Такая схема предполагает обязательное вложение собственных средств подрядчика лишь на начальном этапе, так что авансирование работ может сочинять небольшую доля от общих затрат, положим 10-15%. Но для подрядной компании и это – риск.

Есть у подрядчика есть и другие риски, положим – связанные с поставками стройматериалов. Цены на них беспрестанно растут – вслед за компаниями-застройщиками увеличивают расценки остальные участники процесса. Благодаря этому растет себестоимость строительства. Как правило, удорожание материалов случается в мае, накануне активизации строительства, связанной с наступлением теплого периода. Один из рисков подрядчиков и поставщиков – неимение точных прогнозов роста цен на исходные материалы, что приводит к непрогнозируемым расходам. Больше всего от этого страдают мелкие компании.

«Рынок стройматериалов не насыщен, нет товарных запасов», – утверждает Дмитрий Николаев. Поэтому при возникновении дефицита того или иного вида стройматериалов поставщики могут сорвать сроки отгрузки. У тех подрядчиков, которые закупают большие объемы продукции, риски не такие высокие. По словам Петра Моринова, директора по продажам компании «УРСА Евразия», если материалов будет не хватать, прежде других их получат подрядчики, которые «зарекомендовали себя как стабильные». Кроме того, при большом объеме поставок производители дают скидки на свою продукцию. А мелкие компании при возникновении дефицита вынуждены «вставать в очередь». И совсем плохо им приходится, когда происходят сбои у производителей, что, к сожалению, бывает не так уж редко. Как рассказал Дмитрий Николаев, в прошлом году в Подмосковье на время закрылся один из заводов по производству утеплителей. Дефицит возник такой, что цены на этот материал выросли втрое. Подобные риски также не поддаются прогнозам.

Страницы: 1, 2, 3


    Меню



Рекомендуем:

::