Финансовый аутсорсинг благо или зло?
Финансовый аутсорсинг: благо или зло?
Финансовый аутсорсинг: благо или зло?
3302327 Давно применяемая западными компаниями техника аутсорсинга сначала была встречена российскими бизнесменами с недоверием. Однако вскоре ее первыми «жертвами» стали производственные подразделения, IT-отделы, HR-службы... Похоже, нынче настала очередь финансового департамента. Может быть, это уже слишком, и стоит остановиться?
Владислав Дробот, заместитель директора департамента рисков компании Integrated Services Group (ISG)
Сергей Бегляров, председатель совета директоров ЗАО «Строительная компания ТЕЛЕКОМ»
Владислав Дробот: Финансовый аутсорсинг имеет право на существование, поскольку его преимущества уже в полной мере были оценены бизнесменами других государств и эта техника эффективно применяется ими и по сей день. возможно, не все функции финансового департамента целесообразно передавать в ведение сторонней компании, но не признавать значимость данного механизма нельзя.
Сергей Бегляров: Быть может, но как обладатель производственной компании и в первую очередь практик я из всех финансовых блоков на аутсорсинг не отдал бы ни один. Полагаю, такой же позиции ныне придерживаются многие российские бизнесмены.
В.Д.: То, что большинство собственников не хотят расставаться с главным сокровищем компании — финансовым департаментом, говорит о том, что в нашей стране предприниматели пока еще недостаточно готовы к такому виду аутсорсинга. В то же время хотелось бы напомнить, что бизнесмены сначала крайне негативно относились и к передаче тех функций, исполнение которых теперь благополучно поручается сторонним фирмам. Не прошло и нескольких лет, как ситуация изменилась. нынче предприятия реально оценивают возможности аутсорсинга и при необходимости используют данный механизм для того, чтобы сосредоточиться на своей главный деятельности и не расходовать ресурсы на бизнес-процессы, тормозящие общее развитие компании.
С.Б.: Давайте для начала определимся с понятиями. Под аутсорсингом понимается передача определенных функций, блоков или задач сторонней компании. Не отрицаю, некоторые предприятия пользуются подобными услугами, но могу отметить, что это происходит не в той форме, которая традиционно применяется на Западе. Многие организации обращаются за помощью к аудиторам и консультантам, кроме того, с удовольствием выводят из компании на аутсорсинг IT-отдел или некоторые производственные функции. О передаче же финансовых вопросов в ведение сторонней компании, как правило, речь не ведется.
В.Д.: Я бы не стал утверждать столь категорично. Все же некоторые компании уже вполне осознанно принимают решения о выносе на аутсорсинг, положим, полностью всей бухгалтерии.
С.Б.: Это скорее справедливо для небольших компаний с низким уровнем капитализации и простыми бизнес-процессами, которым действительно дороже обойдется содержание собственного квалифицированного бухгалтера, нежели услуги сторонней организации по ведению бухучета. А если брать, к примеру, производственную компанию, где в режиме реального времени вращается огромное количество первичной документации? Эти бумаги имеют как бухгалтерское значение, так и управленческое. Поэтому привлекать аутсорсера для ведения текущей финансовой деятельности компании нецелесообразно. Как минимум аутсорсер просто не справится с тем объемом документации, который подобная компания генерирует. Или цена будет запредельной...
В.Д.: Полагаете, что крупным консалтинговым компаниям эта задание не по плечу?
С.Б.: Есть вероятность того, что представители «большой четверки» смогут брать на себя такие обязательства, но их услуги во многих случаях недоступны компании среднего уровня в силу их высокой стоимости и малой заинтересованности аудиторов в подобных проектах. Они активнее сотрудничают с корпорациями, оборот которых составляет более 50 миллионов долларов в год. И даже при этом я убежден, что специалисты «большой четверки» могут не совладать с первичной документацией, поскольку ее оформляют те люди, которые работают в компании. Функции финансового департамента предполагают ведение управленческого учета, составление и анализ большого количества бюджетов, бизнес-планирование и собственно задачи финансовой службы, т. е. оценку рентабельности компании, отдельных проектов и т. д. Возложить их на внешних специалистов не получится. Ведь огромную роль здесь играет специфика конкретного бизнеса, разобраться в которой может лишь тот, кто принимает непосредственное участие в деятельности организации, а не сторонний профессионал. А что будет, если менеджер аутсорсера, который курирует финансовые дела компании, внезапно сменится? Тогда придется вводить в курс дела нового человека. Таким образом, наличие большого объема документации и специфика бизнеса не позволяют в полной мере отдать на аутсорсинг финансовое обслуживание организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4